Я - огромный почитатель кружевного искусства! Давно влюблена в эти ажурные ткани и часто использую их в своих работах, а раньше и вовсе охотилась на редкие экземпляры на иностранных аукционах и блошиных рынках. Не удивительно, что мне нравится о них рассказывать.
Хоть для того, чтобы перечислить всё разнообразие видов кружева потребуется толстенный энциклопедический том, я все же постараюсь представить вам небольшую классификацию по которой ориентироваться в этом ажурном мире, с точки зрения художника, станет проще
АНТИКВАРНЫЕ, ВИНТАЖНЫЕ, СОВРЕМЕННЫЕ
В процессе совершенствования создания кружева есть три основных периода:
- Время, когда кружева создавались целиком вручную
- Время, когда на помощь кружевницам пришли механизмы и станки
- Время, когда процесс автоматизировался и стал управляться компьютером
Это условное разделение. Люди и сейчас продолжают плести кружева руками (но все больше ради хобби), а, также, возрождают старинные дизайны с использованием современных технологий. Так что, если Вы не эксперт, то вряд ли сможете отличить подлинное антикварное шантильи от его современного но несколько замусоленного аналога. А иногда даже эксперты не в состоянии отличить кружево, созданное на первых машинах, от полностью ручного!
СОСТАВ ВОЛОКОН
Лично я предпочитаю разделять кружева по материалам из которых они сделаны. В моей работе именно этот момент играет важную роль.
ШЕЛКОВОЕ КРУЖЕВО
Состоит из тончайших шёлковых нитей и похоже на паутинку. Настоящее шелковое кружево легко отличить по невероятной лёгкости и нежности (и сгорает оно тоже как пушинка - моментально и в пепел). Самый известный вид шёлкового кружева - Шантильи. Его ещё часто называют кружевом «с ресничками» за узнаваемую деталь дизайна края. Будьте осторожны с антикварными кусочками такого кружева! Шёлк достаточно капризный материал и часто такие кружева сохраняются только благодаря тому, что пропитаны клеем.
Однажды, один такой кусочек просто утёк у меня сквозь пальцы, когда я решила его слегка постирать перед использованием
ХЛОПКОВОЕ КРУЖЕВО
Самое многочисленное семейство среди моих запасов. Хлопок может очень долго храниться и за счёт этого столетиями радует своей красотой. Из тончайшей хлопковой нити создавались самые известные в мире кружева: Венецианские, Поинт-де-газ, Дюшес, Ирландские…
По легенде, тонкую нить для венецианского кружева могли спрясть только очень чувствительные детские пальчики и только при высокой влажности, отчего юные пряхи, сидя в мокрых и тёмных подвалах, быстро становились слепыми, болели и умирали. Если будете кому-то пересказывать эту историю, не перепутайте: дети пряли только ниточку! Сами кружева - сложнейшее искусство, требующее долгого обучения, так что плетением занимались взрослые!
Хлопковые кружева на вид плотнее шелковых, а еще их отличает матовость волокон. Как и шёлк, эти кружева горят и рассыпаются в пепел, их также легко окрашивать в любой цвет специальными красителями для натуральных тканей и натуральными травяными красителями. Они прекрасно пропитываются клеем для придания им жёсткости.
Из хлопка делают и высококачественные современные кружева, но уже реже. Синтетика менее затратна, а значит и окупается проще. Из современного хлопкового кружева хочу выделить кружева японской фирмы MOKUBA, дизайны которых являются репликами старинных кружев.
КРУЖЕВА ИЗ ВИСКОЗЫ
Чаще всего у современных производителей кружева можно найти изящные экземпляры, имеющие в своём составе вискозную нить. Такие кружева бывают довольно нежными, волокна имеют характерный блеск, а при поджигании плавятся. Тем не менее, это кружево тоже восприимчиво к покраске как и шёлк с хлопком.
МЕТАЛЛИЗИРОВАННЫЕ КРУЖЕВА
Современные технологии позволили создавать кружева из тонкой металлизированной нити разнообразных цветов, от чего кружево стало еще более торжественным элементом в декоре. К сожалению, металлизированная нить не окрашивается красителями для натуральных тканей (но, обычно, это от неё и не требуется) и не плавится.
КРУЖЕВА С ЭЛАСТАНОМ
Тонкие, хорошо растягивающиеся кружева из искусственных нитей, которые часто используются в создании нижнего белья, редко используются в моих работах. Сильный блеск придает им не самый эстетичный вид. Тем не менее, один такой экземпляр в моей коллекции тоже есть.
ГДЕ КУПИТЬ КРУЖЕВО?
После просмотра таких богатств кто-то из вас тоже наверняка захотел приобрести себе один-другой кусочек текстильной роскоши. А где его взять?
По известным вам всем причинам, охота за антикварными кружевами на иностранных интернет-аукционах и блошиных рынках нам уже не так доступна, как прежде, но кое-какие места с интересными экземплярами еще остались:
Да, на Ярмарке Мастеров еще есть небольшие магазинчики торгующие антиквариатом, в том числе европейскими кружевами, и цены на многие позиции вполне подьемные. Как и на настоящем блошином рынке, тут придётся покопаться, но вознаграждением станет кусочек красивейшего кружева.
В Москве есть множество магазинов ткани, где можно купить кружева и тесьму, но только в этом я встречала наличие винтажного и антикварного кружева в продаже. Запасы винтажа не бесконечны, так что стоит посетить магазин как можно раньше!
Действительно красивые кружева обычно еще и достаточно дороги, так что не каждый магазин может позволить себе такую закупку, а вот Тиссура - может. Этот знаменитый дом тканей на Ленинском Проспекте в Москве и на Большом Проспекте в Питере стоит посетить хоть раз.
Этот уютный магазин кружев я впервые встретила на выставке кукол и игрушек, ассортимент огромный! А теперь шоурум магазина находится в помещении, где раньше располагалась моя мастерская - на Бауманской улице, в 2х минутах от метро! Выбор кружева просто огромный!!! Есть как винтаж, так и современные редкие экземпляры.
Для тех, кто готов к оптовым закупкам лучшего современного кружева сдаю контакты поставщиков фирмы MOKUBA. У Людмилы я закупала ленты пико и невероятный гипюр! Это очень не дёшево, но оно того стоило! (Нужно уточнить, есть ли в данный момент возможность таких закупок).
Надеюсь, информация была вам полезна. Если так, буду рада вашей обратной связи. Планирую еще серию постов о материалах и она понадобится мне для лучшего понимания того, как их создавать 🤍